И снова здравствуйте!
С недавнего времени в нашем детском саду реализуется программа "Школа реализации молодого педагога". Мне предложили поучаствовать в роли педагога - наставника.
И вот я - наставник одного из молодых педагогов в нашем детском саду.
Сначала меня это напугало, потом я задала себе вопрос: чему я могу научить молодого педагога, как научить и вообще, нужна ли моя помощь?
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в детский сад, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с группой детей и их родителями, так и со вступлением в новую должность – воспитатель.
Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Итак, собравшись с мыслями я начала свой путь наставника с более близкого общения с молодым воспитателем. В общении выяснились трудности, с которыми она встречается во время работы.Также узнать про затруднения в работе молодого педагога мне помогла заполненная ранее анкета педагога.
Поговорив мы определились с чего начать. Решено было начать с проведения утреннего сбора детей.
Вот такими методическими рекомендациями хотелось бы поделиться:
Методические рекомендации по проведению утреннего сбора
Как правило, дети собираются на ковре перед «доской выбора» после утренней гимнастики.
Групповой сбор можно разделить на утренний круг (до завтрака* и деятельность в центрах активности.
Приемы приглашения детей на утренний круг: песня, сюрпризный момент, обращение ребенка-дежурного, звуковой сигнал.
Организующие, «ритуальные» вопросы и обращения для начала группового сбора
- Все ли нашли себе местечко? Какое у вас настроение?
- Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись!
Структура группового сбора
- Приветствие (игры: «Дарим доброе утро», «Клубочек», «Комплимент», «Ласковое имя») — 1—3 мин.
- Игры (психогимнастика, пальчиковая игра, скороговорки, «Посылаю sms», игра, связанная с темой недельного проекта) — 2—5 мин. В ходе игр дети получают навык совместного нескучного времяпровождения.
- Обмен новостями — 2—10 мин. В его ходе самым естественным способом формируются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение.
Правила обмена информацией:
- * говорим по одному, внимательно слушаем друг друга, говорит тот, у кого сердечко;
- * договариваемся об ограничении количества детей, рассказывающих новости;
- * не существует запретных тем;
- * новости не оцениваются, принимаются как факт.
Самая сложная часть обмена новостями — реагирование на высказывание детей. Не следует расспрашивать, если новость не важна для понимания всех детей. Универсальный прием для прекращения обсуждения чего-либо нежелательного — спокойно, уверенно сказать «так бывает».
Вопросы, помогающие провести обмен новостями
- * Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
- * Что бы вы хотели уточнить?
- * О чем бы хотели спросить?
- * Чем эта новость нам поможет?
- * Что вас порадовало, огорчило?
- Выбор дежурных (в средней и старшей группе — по желанию, в подготовительной к школе группе — по графику). Существуют дежурные по столовой, порядку, ссорам, погоде (зависит от традиций группы)
- Работа с календарем (дежурные по погоде называют дату, месяц, день недели, время года). Работать с календарем можно до начала группового сбора, во время его проведения, в течение всего дня.
Все это происходит до завтрака.
После завтрака дети собираются перед «доской выбора» (садятся на стульчики), кладут под них индивидуальные карточки.
Проводится краткая беседа: «Кто напомнит тему нашего проекта? «Какие дела мы успели сделать?», «Какой у нас план на сегодня?»
Совместное планирование позволяет встраивать инициативу детей в образовательную деятельность и в структуру дня, выявляет области интересов детей и помогает своевременно реагировать на них. Помогает взрослым подготовить развивающую среду, отвечающую потребностям детей, выбрать содержание занятий, соответствующе; реальным запросам воспитанников. Рассматриваются вопросы.
- Ваши предложения о деятельности в центрах?
- Какие у вас есть идеи по поводу того, что можно делать в центрах'
- У нас совсем нет идей для центра математики?
- В каком центре вы предлагаете это сделать?
Общая длительность группового сбора может колебаться от 10 до
20 мин. Жестких рамок по времени нет, как нет и закрепленной структуры. Общая длительность, как и продолжительность отдельных частей группового сбора зависит от возрастной группы, целей работы, темпа общения, от того, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Могут быть варианты, когда приветствие — очень короткое, игры вовсе нет, а обмен новостями или планирование займут все основное время.
Если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора низок, стоит больше времени уделять игре, сделать ее веселой. И, напротив, если дети возбуждены, лучше начать сбор со спокойной игры, концентрирующей внимание.
Если новость, высказанная кем-то из детей, важна для социально эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на ней подольше.
Если нужно выбрать тему нового проекта, совместно спланировать его содержание, не следует жалеть на это времени.
Структура группового сбора примерная, вовсе не обязательно строго ее соблюдать, она может изменяться. Начать групповой сбор можно с любой части, главное — не превращать его в рутинную и скучную обязанность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий